Иконописная школа"Лик". Руководитель

Иконописная школа «Лик»

Буклет

Авторы: Громова Анастасия Евгеньевна, кандидат культурологии, доцент КГУ, Кострома;

Николаева Елена Михайловна, руководитель иконописной школы «Лик»

Руководителем школы является член Творческого Союза художников России Елена Михайловна Николаева . Елена Михайловна имеет большой опыт и практику в иконописном мастерстве, который она терпеливо передает своим ученикам. Школа «Лик» существует 12 лет и имеет уже 4 выпуска. Ученики обучаются три года при Костромской духовной семинарии и в дальнейшем занимаются росписью храмов и монастырей.

Е. М. Николаева как руководитель иконописной школы имеет большой опыт работы и икону рассматривает в ее богословском, вероучительном, воспитательном и умосозерцательном понимании. Икона издревле выполнялась со строгим соблюдением канонических правил. Канон указывает иконописцу правильный путь, отработанный вековым опытом предания церкви. Любой отход от канона ведет к созданию картины на религиозный сюжет. Так, по словам искусствоведа XX века Н. М. Тарабукина , «Мироощущение художника может быть религиозным, сюжет – евангельским, трактовка события – вполне каноничной, и все же это будет личным выражением традиционно церковных идей и образов, то есть явлением светского порядка» [с. 77].

Вклад Е. М. Николаевой в восстановление и реставрацию Костромских храмов достаточно большой: Николаева участвовала в восстановлении и реставрации фресок Свято-Алексеевского храма . Принимала участие в реставрации храма Евангелиста Иоанна Богослова . Расписывала храм Петра и Павла . Участвовала в росписи Царских Врат и надвратной части Богоявленско-Анастасьиного кафедрального собора . Выполнен список с Феодоровской иконы Божией Матери (2003‑2004 гг.). Множество работ, выполненных совместно с учениками, подарены храмам и монастырям города и области (2004‑2017 гг.). Написаны иконы для храма Илии Пророка (Заволжье) . Особенно ценными для Николаевой являются иконы, созданные для Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря . Значение этого монастыря для Костромской земли особое, его основателем был преподобный Иаков Железноборовский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Большой вклад в восстановление этого монастыря сделал его первый настоятель насельник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а ныне митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт . Для этого монастыря были написаны иконы: Иаково-Железноборовские Преподобные Старцы (Ферапонт, Адриан, Феодосий Монзенские) , также написаны отдельные иконы этих святых (на мощах). Был создан Образ Пресвятой Богородицы (деисусный чин) , иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Казанская икона Божией Матери и другие (14).

Деятельность Е. М. Николаевой не ограничивается только храмами Костромы и Костромской области. Так, она расписывала храм Георгия Победоносца (село Михайловское, Украина), создавала иконостас для церкви Рождества Иоанна Предтечи (15, 16) (г. Углич), многие иконы находятся в других городах: «Икона 40 мучеников» ‑ г. Тбилиси, «Спиридон Тримифунский» (17), «Николай Чудотворец» (18) ‑ г. Воронеж, несколько икон в Волгограде, в Ростове-на-Дону.

Письмо Николаевой отличается тонкостью исполнения, строгим следованием канону, духовным содержанием ликов. Например, обратимся к иконе Спиридон Тримифунский Светлый тонкий светящийся фон, взгляд выражает молитвенное спокойствие, тишину. В благословляющем жесте умиротворенная сдержанность. Во всем угадывается влияние лучших образцов иконописи, на которые смотрит автор, создавая иконы, и внушая своим ученикам мысль о соборной сущности профессии иконописца. В завершении хотелось бы процитировать П. А. Флоренского (19), писавшего о значимости канона (ссылка на статью 3) в иконописи: канон – «форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны».