Иконописная школа Лик. Ученики

Школа иконописи «Лик»

Авторы: Громова Анастасия Евгеньевна, кандидат культурологии, доцент КГУ, Кострома;

Николаева Елена Михайловна, руководитель иконописной школы «Лик»

Вдумчивый иконописец должен умозрительно постигать сущность иконы, не отрицая ни ее материальности, ни ее духовности. По справедливому замечанию С. С. Аверинцева (1), икона живет тончайшим равновесием противоположностей «символа и образа, плоскости и объемности, покоя и движения, схемы и пластики, обобщения и портретной характеристики».

В иконе непостижимым образом соединяется телесное и духовное начало. «Плотское начало обуздано, "уцеломудрено" каноном, но тело, огражденное от натуралистической профанации, сохраняет свой сущностный характер…» (1). Равновесие духовного и телесного начал, их органическое слияние в иконе, дает ей тот целостный идеальный образ, выразителем которого и явилась иконопись Рублевской школы. Опираясь на опыт последователей (труды монахини Иулиании и ее учеников) (2) создает свои иконы Костромская иконописная школа «Лик» . Школа является структурным звеном Костромской Духовной семинарии, работает под началом ректора семинарии иерея Георгия Андрианова. Окормляет иконописную школу митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

Иконописная школа «Лик» придерживается соблюдения канонических правил как в отношении поведения иконописца, так и в отношении подхода к написанию иконы. Так, поэтапно готовиться доска, далее с помощью прописей, неоднократных плавей, пробелов пишется доличное и личное в иконе. Первая икона рождается долго, постепенно вырисовывается образ, ученик-иконописец день за днем постигает сложную науку иконописи. Уподобляясь предкам, он растирает минералы, готовит мел и желатин для нанесения левкаса. Все это делается с любовью и терпением. Опытный руководитель не устает поправлять и указывать на ошибки. Зато, когда первая икона готова, это воспринимается как чудо!

Все ученики надолго запомнят свою первую икону – это список с Рублевской иконы Архангела Михаила . Именно на ней они учатся правильно писать складки одежды, накладывать пробела, плавить, смешивать краски, золотить, олифить. Этому посвящен первый год обучения. Второй год обучения ученики познают науку реставрации, также слушают теорию про литургическую функцию икону и про технику ее писания. Заказы на реставрационные работы могут быть самые разные, так например, к ученическим реставрациям относятся иконы для Свято-Серафимовского храма . Выполняя реставрационные работы, ученики прикасаются к таинствам чужого письма, учатся бережно восстанавливать утраченную красоту древнего письма. На третьем году обучения иконописцы создают более сложные иконографические схемы. Это иконы Спаса (8‑11), Троицы (12, 13), Богородицы , иконы, посвященные некоторым Святым (18‑22).

Особо почитаемым образом, к которому обращаются многие костромские иконописцы, является икона Федоровской Божией Матери (23, 24). По преданию, эта икона была принесена в XIII веке в Кострому самим святым Воином Федором Стратилатом и найдена на дереве в лесу костромским князем Василием Ярославичем. На месте ее обретения был поставлен Спасо-Запрудненский монастырь, а позже в XVII веке Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне (25). Каждый год 26 августа костромичи совершают торжественный крестный ход с иконой Федоровской Божией Матери от Богоявленского собора к храму на Запрудне. Создателем одной из лучших икон Федоровской Божией Матери считается знаменитый Костромской иконописец и Гурий Никитин (ссылка на ст. 4).

В ученических работах иконописной школы чувствуется умелая рука мастера, который смог дать своим ученикам правильный задел. Многие ученики продолжают писать иконы и после завершения обучения. Так, был расписан иконостас в Храме Воскресения Христова (26) в селе Карабаново. В настоящее время школа «Лик» процветает и радует новыми иконами Костромскую землю (27, 28).