26 апреля 2017

На Светлой седмице состоялся Казачий Круг и присяга казаков

В субботу Светлой седмицы состоялся объединенный Круг Восточного окружного казачьего общества войскового казачьего общества Центрального казачьего войска. На Круг собрались казаки Костромской и Ивановских областей, приехали гости из Ярославской области. Круг по традиции открылся Гимном России и ЦКВ, были внесены знамена, совершена молитва.

На Круг были вынесены следующие вопросы:

  • Принятие (верстание) в члены казачьих обществ ВОКО (14 человек)
  • Отчеты и планы атаманов ВОКО и первичек (КГКО, КХКО, ГХКО)
  • Перевыборы атамана Галического ХКО.
  • Уточнение структуры ВОКО.
  • Награждение членов ВОКО, вручение погон.

В работе Круга приняли участие заместитель губернатора Костромской области Соколов А.В., помощник атамана ЦКВ войсковой старшина Коршунов Ю.Е., Руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Казачеством протоиерей Олег Новиков, заместитель руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Казачеством протоиерей Максим Рихтер.

Протоиерей Максим Рихтер обратился со словом к казачеству:

Уважаемые господа атаманы! Дорогие братья казаки!

«Очень рад по благословению Высокопреосвященнейшего Ферапонта, митрополита Костромского и Нерехтского, быть в этот день Светлой седмицы, здесь и обратиться к вам с Пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!». Благодарю организаторов Курга за возможность обратиться к многочисленному собравшемуся здесь казачеству с приветственным словом.

Сегодня я хотел бы поговорить в Вами на очень важные для жизни казака и развития казачества темы. Прошу вас со всей внимательностью отнестись к тому, что я сегодня скажу и принять это не только «к сведению», но попытаться построить на этих постулатах «дом своей жизни».

Почему я употребляю такое словосочетание? В Святом Евангелии есть небольшая притча, которую Господь рассказывает Своим ученикам: один человек построил свой дом на камне, и когда «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры», то дом этот устоял, потому что основан был на твердой основе. А другой человек построил свое жилище на песке, но волны, дождь и ветер размыли песок, и дом рухнул, потому что не имел под собой твердой основы. Твердым фундаментом Господь называет Свои слова, Свое учение. То есть святую православную веру, которую наша Церковь приняла от Своего Божественного Учителя и сохранила неповрежденной.

Как же можно построить свою жизнь на фундаменте христианской веры? Церковь дает нам ответ на этот вопрос в полной мере: важно посвятить свою душу Богу, стремиться к праведной и достойной жизни, хранить верность своей Родине. Тогда и только тогда жизнь любого человека получает твердое основание нравственности и преданности добру и справедливости. Наши предки очень верно замечали: «казак без веры не казак». Эту важную мысль они подтверждали каждый день своей жизни, потому что быть христианином – это не просто надеть крестик, как и быть казаком – не просто носить штаны с лампасами. Мне очевидно, что большинство из присутствующих здесь это понимают и следуют этому принципу.

Русские казаки именно так и старались жить: регулярно участвуя в богослужениях и Святых Церковных Таиствах, причащаясь и исповедуясь, свидетельствовали они о своей вере не словами, но делами. И я прошу всех собравшихся здесь помнить об этом и по примеру их поступать также. Многих я вижу на богослужениях, однако важно не просто присутствие, но и участие в жизни того прихода, который вы выбрали. Пусть это будет именно один приход, одна церковная семья, как должна быть у человека только одна семья домашняя.

В жизни Церкви есть важные периоды, которые должны полагать важными для себя и ее чада. Необходимо хотя бы раз в каждый из четырех постов причащаться, регулярно совершать исповедь, очищая свою душу от повседневных грехов, которые каждый из нас совершает по своей человеческой природе. В Российской империи воины, свидетельствуя о своей дисциплине и приверженности порядку в обязательно предоставляли благочинному своих войск свидетельство об исповеди, и в настоящее время представляется актуальным возрождение этого благочестивого порядка.

Важно строить на основе христианской веры не только жизни каждого из казаков, но и любого из казачьих объединений, ведь только это часто может уберечь нас от разделений и слабости. Особенно важно это сейчас, когда нет спокойствия ни в мире, ни в нашем государстве, когда разделяются семьи и друзья, а люди, бывшие близкими, перестают общаться из-за каких-то вопросов, которые кажутся принципиальными, но являются по сути второстепенными.

Русский воин знал и знает главное: что нужно отдать душу Богу, жизнь – Родине, честь же – никому! И я убежден, что все присутствующие здесь разделяют это убеждение. Именно эта убежденность, выраженная также в знаменитом кличе «За Бога, Царя и Отечество!», всю историю Российского государства помогала нашим предкам одерживать победы над противниками, часто превосходящими их численно.

В этом году уместно вспомнить события, произошедшие столетие назад и еще раз подчеркнуть верность казачества своим принципам: знаменитые атаманы Краснов, Каледин, Дутов и другие, не смогли смириться с захватом власти, не пошли на компромисс с совестью, но мужественно и открыто свидетельствовали о своей вере и о своей гражданской позиции.

Символично, что, несмотря на семидесятилетние гонения, на практически полное уничтожение в памяти русских людей образа казака, Господь сохранил казачество и сейчас мы видим, какое это большое и сильное движение. Важно только сохранять это знаменитое казачье единство, не размениваться на личные дрязги и противостояния. Иногда бывает, что между атаманами нет братской любви, иногда нет взаимопонимания между ними и казаками первичек, входящих в состав Восточного окружного казачьего общества. Это неприемлемо как с духовной, так и с бытовой точки зрения: в Евангелии Господь говорит: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Стоит ли говорить, как опасны разделения и отсутствие единения в войске!

Хотелось бы остановиться на современном состоянии казачества и отметить ряд положительных и, к сожалению, отрицательных моментов. Сразу же подчеркну, что я не стремлюсь осуждать кого-то, это скорее возможность всем нам задуматься и посмотреть на себя со стороны.

Радует, что казачество существует в крепкой связке с Русской Православной Церковью, невзирая на различные современные тенденции в секулярном мире: от серьезных вызовов, стремящихся унифицировать российское общество и представить Церковь и Ее предстоятеля в невыгодном свете, до совершенно смехотворных попыток разного рода раскольников и сектантов создать какую-то отдельную «Казаческую церковь» в отрыве от целости Единой, Святой и Апостольской, чадами которой все мы являемся.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове к участникам V Международного конгресса казаков отметил, как отрадно видеть ему, что возрождающееся казачество продолжает идти рука об руку с Церковью, участвуя в ее мероприятиях, поддерживая ее инициативы.

Также Первосвятитель с радостью отметил «участие казачьих организаций в поддержании общественного порядка, их серьезную помощь силовым структурам в противостоянии терроризму и наркобизнесу, их вступление в ряды добровольных пожарных. При поддержке казачьих сообществ открываются десятки молодежных, военно-спортивных лагерей.» Все эти инициативы еще раз демонстрируют, что русское православное казачество стояло и будет стоять на защите нашей Родины как от внешних, так и от внутренних напастей, воспитывая новые поколения достойных защитников.

Но важно подчеркнуть и некое увлечение современных казаков внешней стороной. К сожалению, стоит констатировать: некоторые люди называют себя казаками и носят униформу, по сути же казаками не являются. Такие люди охотно позируют перед фото- и видеокамерами, но совершенно забывают, кем был казак до октябрьского переворота: это был и воин, готовый пролить кровь за Родину и ближних, и замечательный работник, и глава большой семьи, пользующийся авторитетом у младших и почитающий старших. Крепкие хозяйственники и верные сыны Отечества, казаки создали настоящую самобытную культуру с целым набором внешних атрибутов. Однако всегда за шашкой, конем, униформой с шевронами стояло особенное мировоззрение, нравственно безукоризненное и ответственное к каждому своему слову и поступку. Жаль, что и сейчас можно увидеть, что за внешним у некоторых нет внутреннего, и я прошу Милостивого Бога вразумить их и наставить на путь истинный. Иначе русское казачество может стать фольклорным элементом, что станет великой утратой для русской истории и культуры. Ведь тогда то, что не удалось советской пропаганде, будет реализовано нашей собственной теплохладностью.

И все же тенденция, которую можно проследить за последние два десятилетия, ясно показывает: возрождение казачества в том виде, каким оно было до 1917 года, возможно и нужно, но возможно оно только совместными усилиями каждого члена этого сообщества и активного его взаимодействия с государством и Церковью. И такое взаимодействие уже работает.

Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви 9 сентября 2015 года принял Концепцию Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. На основании этого документа и будет строиться работа Русской Церкви по взаимодействию с казачьими обществами на всех уровнях. Принятие этого документа свидетельствует о внимании, с которым Святая Церковь подходит к окормлению казаков.

15 сентября 2012 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин утвердил рассчитанную до 2020 года Стратегию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, что также демонстрирует системный подход.

И мы очень ждем, что каждый из вас так же, с ответственностью будет нести это покрытое славой предков, громкое звание «казака», от одного упоминания которого у наших врагов трепетали сердца, а сердца россиян наполнялись гордостью! Будьте активными, непреклонными, последовательными защитниками государства и Церкви, любите Бога и ближних, стройте свою жизнь на твердом нравственном фундаменте, как жило победоносное казачество прошлых веков.

Благодарю вас за внимание и от всего сердца прошу принять мои слова не за поучения, а за жизненный принцип. Милость Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами!»

На следующий день, 23 апреля в воскресенье, после Божественной литургии в храме Пророка Божиего Илии прошла церемония (присяга) верстания в казаки вновь принятых членов ВОКО. Протоиерей Максим Рихтер, настоятель храма, благословил казаков. а председатель совета стариков ВОКО казачий полковник Жолобов Н.Б. посвятил в казаки верстаемых тремя ударами нагайки со словами: "За Отечество! За казачество! За веру Православную!"

Главные события:
Вас может заинтересовать: